«Люди различаются на осуждающих и на творящих».
Николай Рерих.
Disclaimer: этот текст не стоит воспринимать как попытку оправдаться, на самом деле это наезд.
Уже несколько лет я иногда слышу от разных людей упрёк — мол, «вы пиаритесь».
Что имели в виду эти люди, каким образом у них в голове Public Relations вообще обрели негативную окраску, кто «вы» и зачем «пиаритесь» мне выяснить так и не удалось — обычно эти люди и так относились к социальной группе «идиоты», и надеяться на внятное объяснение от них не приходилось.
Вчера впервые услышал нечто подобное от человека с как-бы высшим образованием, в честь чего и решил разобраться, на чём же их так клинит.
В широком смысле определение PR есть в Википедии, но я позволю себе изменить там пару слов (оригинал плохо согласован):
Связи с общественностью, PR (Public Relations, общественное взаимодействие) — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных, коммерческих или социальных структур, в том числе, для объективного осмысления политических, экономических или социальных процессов.
То есть в нашем случае PR — это выстраивание взаимоотношений общества и социальной структуры для объективного осмысления социальных процессов.
ОК, мы действительно этим занимаемся, с декабря 2012 года, когда было создано Псковское отделение МотоГраждан. Одна из наших целей — формирование правильного общественного мнения. Мы стараемся уравновесть усилия непрофессиональных СМИ, нерадивых чиновников и прочих представителей вышеупомянутой социальной группы по формированию ложного общественного мнения.
Если кто-то умудряется в этой деятельности видеть негатив и повод для упрёков — он не совсем адекватен (или не совсем честен).
Cуществуют примеры как положительного, так и отрицательного использования PR-технологий. Ведь это всего лишь инструмент — с помощью микроскопа можно сделать анализ крови и вылечить человека, а можно приложить его этим микроскопом по голове насмерть.
Давайте сравнивать и начинать уже видеть за деревьями лес.
Примеры раз: пиар-компании губернатора Псковской области. Расходы — колоссальные. Цели: формирование имиджа чиновника, переизбрание этого чиновника. Возможно, мы увидим и третью компанию — по восстановлению имиджа чиновника после дела Кашина.
Сюда же можно отнести и регулярные расходы АПО на традиционную местную травлю неудобных, за которой я с интересом наблюдаю с 2012 года.
Этот пример можно отнести к отрицательному использованию PR-технологий, т.к. его цели не несут пользы обществу — не подразумевают объективного осмысления политических процессов или формирования правильного общественного мнения.
Пример два: успешные социальные проекты с активными PR-компаниями. Например, целая группа благотворительных мероприятий «Добрый Псков», «Копорация добрых дел», кружки по робототехнике и астрономии, волонтёрские организации (LA, МГ) и прочие местные социальные инициативы.
Расходы — минимальные, если вообще есть. Цель — сделать мир лучше. Объективно переосмыслить социальные процессы, запустить эти самые процессы.
Важный момент — в данных случаях пиар не предполагает финансовой или любой другой выгоды.
Очевидно, этот пример — положительное использование PR-технологий.
Ключ именно в цели.
А занимаются и PR, и политикой по факту все, кто «творящие», а не «осуждающие».
И когда в использовании PR-технологий обвиняют тех, кто входит или мог бы войти во второй пример, а не в первый — это или лицемерие, или тупость.